Объем рекламно-коммуникационного рынка Украины 2013 и развитие рынка в 2014 году. Экспертный прогноз Всеукраинской рекламной коалиции

Исполнительная дирекция Всеукраинской рекламной коалиции провела экспертный опрос ведущих медиа агентств, холдингов, 
профильных медийных и нон-медиа индустриальных ассоциаций и объединений, сейлс-хаусов, других представителей 
коммуникационной индустрии, и предлагает вашему вниманию объемы рекламно-коммуникационного рынка 2013 и прогноз 
развития индустрии в 2014. 
Традиционно напомним, что Рекламный рынок - это понятие, обозначающее комплекс спроса на рекламные услуги 
(рекламодатели) и конкурентных предложений, удовлетворяющих спрос на эти услуги (рекламные, маркетинговые, медиа и иные 
агентства, а также СМИ и другие рекламоносители). В идеале, объем рекламного рынка равен сумме всех рекламных бюджетов, 
потраченных рекламодателями в отчетный период. Исследование объемов рекламного рынка призвано обозначить конкурентную 
рыночную картину среди рекламодателей, агентств, рекламоносителей. Оцениваемая погрешность представленных цифр 
неоднородна по разным коммуникационным каналам, и, в среднем, составляет 5-10%. Все данные приведены без учета НДС. 
В целом, ситуацию на рекламном рынке в 2013 году можно охарактеризивать как "спокойную". Никаких трагических падений или 
радостных взлетов. Перманентное ожидание кризиса, который так и не случился, не позволило рекламодателям сильно 
наращивать объемы рекламных инвестиций. С другой стороны, никто не отменял действенность двухсторонних формул о 
зависимости между рекламными бюджетами и продажами. 
В своих прогнозах 2014 года эксперты ВРК исходят из предположения, что кризисов в следующем году не случится, а 
маркетинговые аксиомы не будут подвергаться ревизии. 
 
Медиа реклама 2013 
 
ТВ-реклама 
Телевидение - не только ведущий рекламоноситель, не только крупнейший инвестор в медиа контент, который (контент), 
собственно, и влияет на медиа потребление и на наличие потребительской аудитории, встречи с которой так ищет рекламодатель. 
Телевидение - драйвер многих процессов, происходящих на медиа рынке вообще - от правового поля и структуры рынка до 
креативного содержания рекламного послания. 
В частности, выделение строки «видео-реклама» в качестве отдельного направления Интернет-рекламы - это, в том числе, заслуга 
телевидения, «поставляющего» значительную часть видеоконтента (профессионального, не пользовательского) в сеть. 
Ожидаем, что все эволюционные и, возможно, революционные изменения в будущем рекламной индустрии будут или 
инициированы, или связаны именно с телевидением. Возможно, в новом понимании этого слова, означающего скорее 
профессиональный видеоконтент, нежели способ доставки видео сигнала или конкретное устройство для его просмотра. 
Что касается 2013 года, то пока никаких революций. Все традиционно. Если не считать, что начиная с этого года ВРК прекращает 
выделять отдельной строкой «региональную рекламу». Во-первых, это наименее исследованная зона теле-рекламного рынка. 
Напомним, что в объемы региональной рекламы учитываются рекламные бюджеты в телеканалах, не входящих в исследования 
телеизмерителя, соответственно, не имеющих данных о рейтингах. Региональные рекламные блоки на национальных телеканалах 
при этом учтены в строке «национальная реклама». Во-вторых, объем рекламных бюджетов на таких региональных телеканалах 
формируется преимущественно совсем небольшими по размеру региональными рекламодателями, и даже суммарный объем 
таких рекламных бюджетов находится в пределах математической погрешности объемов рынка телевизионной рекламы. 
Впрочем, неожиданности все-таки в 2013 году в телевизоре случились - никто не предполагал в начале года такой высокий рост ТВ-
спонсорства. Эксперты склонны расценивать это «явление» как временное. 
Рост ТВ-рынка на 10% в 2014 году объясняется, главным образом, запланированной продавцами ТВ-рекламы медиаинфляцией. 
 Итоги 2012 года, 
млн. грн. 
Итоги 2013 год, 
млн.грн. 
Процент изменений 
2013 года к 2012 году 
Прогноз на 2014 год, 
млн.грн. 
Процент изменения 
2014 года к 2013 году 
ТВ-реклама 3 867 4 440 14.8% 4 880 10% 
ТВ-спонсорство 400 500 25% 550 10% 
 
Реклама в прессе 
Прежде всего, заметим, что не все участники рынка понимают, какие именно рекламные бюджеты ВРК учитывает в этом сегменте 
рынка. 
Кто-то подразумевает под «рекламой в прессе» исключительно «печатную рекламу» - читай, рекламные макеты в газетах и 
журналах. Наоборот, другие специалисты суммируют все рекламные доходы издательских домов, включая мобильные версии 
(приложения) изданий или сайты. 
ВРК вместе с экспертным советом (Украинской Ассоциации Издателей (УАИПП) (в экспертный совет входят издатели и рекламные 
агентства) при определении объемов рекламы в прессе оценивает как «традиционные» печатные рекламные макеты, так и 
различные «нестандартные», точнее, «немакетные» формы рекламного продвижения с помощью печатных изданий: спонсорские 
проекты, вкладки, специальные рубрикаторы и т.д. При этом главное правило - реклама должна быть связана с «физическим»